Громкоговоритель абонентский «Рекорд»


Электромагнитный абонентский громкоговоритель «Рекорд»

В экспозиции «Краснокамск – город первых пятилеток» Краснокамского краеведческого музея находится интересный и достаточно редкий на сегодняшний день экспонат – громкоговоритель абонентский «Рекорд». Появился этот экспонат в музее в 1987 году от постоянного сдатчика Серовой Светланы Васильевны, сотрудника Пермского краеведческого музея.
Изготовлен Ленинградским электромеханическим заводом им. Кулакова в середине 1930-х годов. Воспроизводил только один канал проводного вещания. Громкоговорители этой модели могли подвешиваться на стену, либо стоять на столе. «Рекорд», в народе именуемый «тарелкой», стал символом советского радиовещания довоенных и военных времен.
В условиях более чем скромного быта радио тарелка была заметной частью интерьера «соломитового» барака или землянки на Бумстрое и предметом гордости владельца, так что рядом с ней можно было даже сфотографироваться.
В сознании старшего поколения с такими репродукторами неразрывно связаны задорные трудовые рапорты 30-40-х годов. Тридцатые годы вошли в историю страны как время небывалых производственных достижений, и название «Рекорд» как нельзя лучше отражало дух этой эпохи. Эти же громкоговорители, «прокашлявшись» за пару-тройку минут, транслировали футбольные матчи, развлекали народ советским фольклором.
Основная видимая часть громкоговорителя «тарелочного» типа — это диффузор. Так называется излучающий элемент репродуктора. Обычно он имеет коническую форму (реже встречаются овальные). Наш диффузор сделан из прессованной бумаги, пропитанной синтетическим раствором (у каждого завода был свой рецепт этой смеси). В «рекордах» диффузоры были неважного качества: отличались недостаточной жесткостью, часто деформировались от большой влажности, затем рассыхались, трескались и рвались от громкости и времени. Скромная механическая прочность, разумеется, ограничивала допустимую мощность прибора. Места больших трещин обычно многократно латали бумагой или ставили на них латунные заклепки.
Возникает вполне логичный вопрос: почему именно «тарелки» были взяты на вооружение самыми разными советскими радиопроизводителями и выпускались в огромных количествах? Ответ довольно логичен и прост: Во-первых, конусы были много проще в производстве и намного дешевле металлических рожков — их из бумаги уже не сделаешь. А цена «черной тарелки» составляла около 29 рублей. Во-вторых, при одинаковой конструкции привода бумажные конусы давали гораздо более громкий звук — их звуковая отдача была выше, чем у рожков. Есть и еще одно предположение относительно причин популярности конических тарелок. В СССР, в 1930-е годы, в большой чести был конструктивизм. В этом стиле строили здания, планировали интерьеры… Не удивительно, что открытый большой диффузор, представлявший собой правильный конус, причем без всяких дополнительных буржуазных декоров, казался гражданам молодой Страны Советов едва ли не вершиной передового прогрессивного стиля и технического совершенства.